Изображение пользователя Администратор ....
Задания и решения олимпиады по биологии
от Администратор .... - понедельник, 23 Март 2015, 11:39
 

ЗАДАНИЯ 1 ТУРА

олимпиады школьников Северо-Кавказского федерального университета «45 Параллель» по биологии. 2014-15 уч. год

 

7 класс

 

Тема: Растения

 

Задание 1

Ответьте на следующие вопросы: Чем отличаются друг от друга боковые корни и придаточные корни? Какова функция придаточных корней? У каких растений развиваются придаточные корни? При каких условиях у растений развиваются только придаточные корни?

(15 баллов)

 

Задание 2

Приведите примеры водных покрытосеменных растений (2-3 примера). Каковы особенности строения корня, стебля, листьев в связи с водным образом жизни этих растений?

(15 баллов)

 

Задание 3

У одних растений лепестки в цветке отходят вбок, а у других – поднимаются вверх и лишь потом отгибаются, образуя цветочную трубку. Чем может быть полезна растению цветочная трубка?

(15 баллов)

 

Задание 4

Ухаживая за вдовой Грицацуевой, Остап Бендер пел ей романс:

Где среди пампасов бегают бизоны,
Где над баобабами закаты, словно кровь,
Жил пират угрюмый в дебрях Амазонки,
Жил пират, не верящий в любовь.

Какие биологические и географические ошибки допущены в этом романсе?

(15 баллов)

 

8 класс

 

Тема: Животные

 

Задание 1

Какие возможности предоставляет насекомым способность летать?

(15 баллов)

 

Задание 2

Дайте ответ на следующие вопросы. У кого зрение лучше – у лебедя или у синицы? Почему?

(15 баллов)

 

Задание 3

Какую пользу могут приносить растениям различные животные? Перечислите различные варианты, каждый из них подтвердите конкретным примером.

(15 баллов)

 

Задание 4

При резком повышении температуры воздуха у птиц учащается дыхание, дно ротовой полости и верхней части глотки начинает быстро колебаться. Объясните, за счет чего этом случае у птиц понижается температуры тела.

(15 баллов)

 

9 класс

 

Тема: Человек и его здоровье

 

Задание 1

В помещении, где много людей, становится душно. С чем это связано – с избытком углекислого газа или недостатком кислорода?

(12 баллов)

 

Задание 2

В Средней Азии жители ходят в тяжелых халатах. Почему? Не лучше ли в этом климате носить легкую одежду?

(12 баллов)

 

Задание 3

Какие меры, по вашему мнению, следует предпринимать, чтобы повысить шансы на успех операции по пересадке органов от человека к человеку?

(12 баллов)

 

Задание 4

Какими способами можно наводить глаз на резкость при рассматривании объектов, находящихся на далеком расстоянии?

(12 баллов)

 

Задание 5

По содержанию белка грибы практически не уступают мясу. Почему же считается, что их питательная ценность ниже, чем у мяса?

(12 баллов)

 

10 класс

 

Тема: Общая биология

 

Задание 1

В саваннах и некоторых других сообществах бывают частые пожары. Какие приспособления растений к жизни в этих условиях вы можете указать?

(12 баллов)

 

Задание 2

Может ли девочка болеть гемофилией? Ответ обоснуйте.

(12 баллов)

 

Задание 3

На внутренней стенке желудка развивается опухоль. Известно, что клетки опухоли чувствительны к определенному излучению. Врачи располагают приборами, которые способны сфокусировать излучение с заданной частотой и интенсивностью в виде луча любого сечения с очень высокой точностью. Излучение свободно проходит через любые ткани, не меняя своих характеристик. Здоровые клетки тканей самого желудка тоже чувствительны к этому излучению, причем клетки опухоли переносят дозу облучения в 1,5 раза большую, чем здоровые клетки. Можно ли избавится от опухоли, воздействуя на нее этим излучением?

(12 баллов)

 

Задание 4

Ответьте на вопрос. Почему кожа человека краснеет и на жаре, и на морозе?

(12 баллов)

 

Задание 5

Перед тем как ввести больному лекарство непосредственно в кровь, медсестра накладывает ему жгут выше локтя и предлагает энергично сжимать и разжимать кисть руки в кулак. Чем это можно объяснить?

(12 баллов)

 

 

11 класс

 

Тема: Общая биология

 

Задание 1

Как бы вы стали экспериментально проверять утверждение: «Семена для прорастания нуждаются в кислороде»? Обоснуйте необходимость кислорода для прорастания семян.

(12 баллов)

 

Задание 2

К каким специалистам надо обратиться человеку за помощью при появлении отеков?

(12 баллов)

 

Задание 3

Общеизвестно, для чего принимают антибиотики, – чтобы убить болезнетворные микроорганизмы. Однако лечение антибиотиками может иметь и неблагоприятные последствия. Каковы эти последствия, и с чем они связаны?

(12 баллов)

 

Задание 4

Известно, что кукушки подбрасывают свои яйца в гнезда других птиц. В чем заключается приспособленность кукушек к условиям среды и в чем относительность этого приспособления?

(12 баллов)

 

Задание 5

Синдром Дауна у человека проявляется при трисомии по 21 паре хромосом. Объясните причины проявления такого хромосомного набора у человека.

(12 баллов)

 

 

ЗАДАНИЯ 2 ТУРА

олимпиады школьников Северо-Кавказского федерального университета «45 Параллель» по биологии. 2014-15 уч. год

 

7 класс

 

Задание 1

Во флоре Кавказа насчитывается около 6000 видов цветковых растений, а на такой же площади равнины в Европе – около 2000. Чем Вы можете объяснить это различие?

(20 баллов)

Оборудование: лист бумаги, ручка

 

 

Задание 2

Определите, что изображено на рисунке. Сделайте подписи к рисунку.

 

 

 

 

(20 баллов)

Оборудование: лист бумаги, ручка

 

8 класс

 

Задание 1

Перед Вами рисунок с подписью к нему из книги Асса Д.Я., Шаргаева М.А. Очерки о филогении и охране животного мира. – Новосибирск, 1978. Что за животные изображены на рисунке? Каково их систематическое положение?

 

 

(20 баллов)

Оборудование: лист бумаги, ручка.

 

Задание 2

Сколько ног у бабочки-крапивницы?

 

 

(20 баллов)

Оборудование: лист бумаги, ручка.

 

9 класс

 

Задание 1

Нарисуйте на одном графике три кривые, показывающие зависимость давления крови в предсердии, желудочке и аорте млекопитающего от времени. Отметьте на рисунке моменты начала сокращений предсердия и желудочка, а также моменты открывания и закрывания сердечных клапанов. Рисунок поясните.

(20 баллов)

Оборудование: лист бумаги, ручка, карандаш, линейка.

 

Задание 2

Известно, что у некоторых животных (зайцы, киты и др.) молоко очень жирное, а у других (обезьяны, волки) – нет. Предложите объяснение этому факту и на основе своего объяснения попробуйте назвать других животных, у которых должно быть жирное или нежирное молоко.

(20 баллов)

Оборудование: лист бумаги, ручка

 

10 класс

 

Задание 1

Ученые выяснили, что в одном из озер температура и концентрация растворенного в воде кислорода во второй половине лета изменяются на глубине так, как показано на рисунке. Как Вы думаете, какими биологическими процессами можно объяснить подобный ход изменения содержания кислорода в зависимости от глубины?

 

 

(20 баллов)

Оборудование: лист бумаги, ручка.

 

Задание 2

Какие связи существуют между грибами и насекомыми?

(20 баллов)

Оборудование: лист бумаги,

 

11 класс

 

Задание 1

Определите, что изображено на рисунке. Сделайте подписи к рисунку.

 

 

(20 баллов)

Оборудование: лист бумаги, ручка или карандаш.

 

Задание 2

От ценного быка-производителя получили 80 дочерей, которых в целях улучшения породы скрестили с отцом, получив от каждой четырех телят. К сожалению, бык оказался гетерозиготным по редкому аллелю, вызывающему в гомозиготе заболевание. У 28 из его дочерей в потомстве родились больные телята. Когда в потомстве этих дочерей посчитали соотношение здоровых и больных телят, оно оказалось 72 : 40, что сильно отличалось от ожидаемого расщепления 3 : 1. В чем тут дело? Как можно было бы правильно рассчитать расщепление?

(20 баллов)

Оборудование: лист бумаги, ручка или карандаш, калькулятор

 

РЕШЕНИЯ 1 ТУРА

олимпиады школьников Северо-Кавказского федерального университета «45 Параллель» по биологии. 2014-15 уч. год

7 класс

 

Задание 1

Придаточные корни в отличие от боковых корней образуются не на корне, а на других органах растения. Они могут образовываться на стеблях, листьях, корневищах, но никогда придаточные корни не развиваются из главного и боковых корней. Внешне придаточные корни не отличаются от обычных корней и выполняют те же функции (закрепление растения в почве, поглощение воды и минеральных солей и др.). У многих растений, как например, у однодольных (злаки, лилейные, осоковые и др.), корневая система состоит преимущественно из придаточных корней. Такие же корни образуются и у папоротникообразных (папоротники, хвощи). Придаточные корни иногда составляют основную массу корней и у двудольных растений. Так, например, у картофеля, когда он размножается клубнями, образуются только придаточные корни. При вегетативном размножении растений, т. е. при размножении черенками, усами, отводками, корневищами, развиваются только придаточные корни.

 

Задание 2

Роголистник, кувшинка, кубышка желтая, водокрас обыкновенный, элодея канадская. Корневая система водных растений развита слабо, корневые волоски отсутствуют: вода с растворенными в ней минеральными веществами может проникать непосредственно в листья. Значительное увеличение поверхности тела, что облегчает поглощение необходимых количеств кислорода и других газов, которых в воде содержится меньше, чем в воздухе. Увеличение поверхности растения достигается развитием больших тонких листьев, расчленением листовой пластинки на тонкие нитевидные участки, сильным развитием воздухоносных полостей и больших межклетников. Большая плотность водной среды обусловливает слабое развитие механических элементов в листьях и стеблях водных растений; У водных растений слабо развиты или даже отсутствуют сосуды в проводящих пучках. Подводные листья не имеют устьиц; у плавающих на поверхности воды листьев устьица находятся только на верхней стороне, у надводных (воздушных) листьев устьица – на обеих сторонах. Так как интенсивность света в воде резко снижается, у многих водных растений в клетках эпидермиса имеются хлорофилловые зерна.

 

Задание 3

Цветочная трубка дополнительно защищает пестик от неблагоприятных условий и любителей полакомиться завязью. Кроме того, цветочная трубка ограничивает число насекомых-опылителей и делает опыление более эффективным.

Задание 4

Непонятно, где происходит дело. Пампасы – это степи Южной Америки. Бизоны живут в Северной Америке, баобабы растут в Африке. А пираты разбойничают в море.

 

 

8 класс

Задание 1

Возможность расселяться; возможность спасаться от хищников; возможность быстро перелетать в поисках пищи с одного растения на другое (это особенно важно при питании нектаром); возможность охотиться в воздухе.

 

Задание 2

У лебедя. Лебедь, в отличие от синицы, обитает на открытых водоемах и делает перелеты на значительной высоте. Поэтому зрение для лебедя играет огромную роль и развито отменно.

 

Задание 3

Животные могут: распространять семена растений (дрозды – семена яблони и рябины, крупные млекопитающие – репейника и т.д.); переносить пыльцу между растениями (клевер и шмели); удобрять растения (вокруг птичьих базаров наблюдается обильная растительность, а в море рядом с ними активно развиваются водоросли); быть дополнительным источником азота для насекомоядных растений (росянка и насекомые); защищать растение от других животных (например, муравьи, живущие в основаниях раздутых колючек одной из тропических акаций, защищают ее от грызущих листья насекомых).

 

Задание 4

Создается ток воздуха, происходит испарение с влажной поверхности. При учащении дыхания и колебаний дна ротовой полости ускоряется движение воздуха над влажной поверхностью, интенсивнее испаряется влага с поверхности ротовой полости. Происходит переход вещества из одного состояния в другое, требующий затрат энергии. Теплоотдача увеличивается, и температура тела падает.

 

 

9 класс

Задание 1

Это связано с избытком углекислого газа. При дыхании поглощается столько же молекул кислорода, сколько выделяется углекислого газа. Углекислого газа в атмосфере во много раз меньше, чем кислорода, поэтому, когда концентрация углекислого газа увеличится в несколько раз, концентрация кислорода снизится на доли процента.

Задание 2

Нет, не лучше. В сухом климате человек потеет, и вода быстро испаряется. А воды в Средней Азии не так много. Кроме того, быстрое испарение и потребление большого количества воды создает ряд физиологических трудностей.

 

Задание 3

Оценить гистосовместимость тканей; подавить клеточный иммунитет; соблюдать стерильность.

 

Задание 4

Есть два способа: изменить кривизну линзы и изменить расстояние между линзой и сетчаткой. Кривизну хрусталика можно менять, сдавливая его мышцей, а расстояние между линзой и сетчаткой – сдавливая глазное яблоко мышцей снаружи или стягивая его мышцей внутри. В случае же фасеточных глаз (большое количество узких трубочек с фоторецепторами на дне) можно обойтись и без наведения на резкость.

 

Задание 5

Клетки грибов, в отличие от клеток животных, упакованы в мощную целлюлозную оболочку. Целлюлоза пищеварительной системой человека почти не усваивается, и «достать» питательные вещества из грибной клетки бывает нелегко.

 

 

10 класс

Задание 1

Подземные почки; глубокая корневая система; большое количество семян; защищающая семена от огня кожура; быстрый рост после пожара.

 

Задание 2

Может, но для этого должно произойти маловероятное явление – она должна унаследовать обе Х-хромосомы, мутантные по антигемофильному глобулину.

 

Задание 3

Можно. Для этого надо использовать два прибора и сфокусировать лучи так, чтобы они перекрещивались на опухоли. Тогда несложно подобрать дозу облучения, которую перенесут здоровые клетки стенок желудка, но не перенесут клетки опухоли.

 

Задание 4

На морозе кровь приливает к сосудам, находящимся рядом с поверхностью кожи. Организм на это идет, несмотря на теплопотери, чтобы уберечь кожу от обморожения. Перестает кожа краснеть на морозе в критических ситуациях, когда надо спасать от холода хотя бы жизненно важные органы. В жару отдача тепла – естественная потребность организма. Расширение подкожных сосудов – один из способов терморегуляции, наряду с выделением пота и другими реакциями.

 

Задание 5

Жгут перетягивает сосуды, в них резко замедляется движение крови. Кисть, сжимаемая в кулак, создает движение крови. Вены переполняются кровью, которой некуда оттекать. В результате в хорошо заметные вены легче попасть иглой.

 

 

11 класс

Задание 1

Утверждение вполне логично. Ведь при прорастании семян происходит активное деление и рост клеток. Все это требует энергии, а получить ее от запасенных питательных веществ можно только с помощью дыхания. Однако перейдем к экспериментальной проверке утверждения. Проще всего поместить увлажненные семена при подходящем уровне освещения в атмосферу азота (а лучше – воздуха, из которого химически удален кислород). Чтобы убедиться, что в принципе семена всхожи, контрольную группу увлажненных семян следует при таком же освещении оставить на воздухе. Прорастание семян только во второй группе докажет, что для этого процесса действительно необходим кислород.

 

Задание 2

Отеки чаще всего появляются при нарушении деятельности сердца или почек. Их причина – недостаточное удаление жидкости из организма. При тяжелой сердечной или острой почечной недостаточности возрастает объем плазмы и крови, повышается количество межклеточной жидкости. Заболевания сердца лечит кардиолог, заболевания почек – уролог. Отеки, возникшие при механических повреждениях, требуют посещения травматолога.

 

Задание 3

Антибиотики – это вещества, специфически действующие на жизнедеятельность бактерий, но не влияющие на процессы в клетках ядерных организмов (животных, растений, грибов и др.). Понимание этого свойства облегчает составление перечня неблагоприятных последствий применения антибиотиков. Использование антибиотиков может резко сократить количество полезных микроорганизмов в кишечнике. Многие антибиотики угнетают обмен веществ в митохондриях (вследствие сходства этих органоидов и бактерий). Часто антибиотики обладают побочным действием, например, токсичны для организма человека. Являясь чужеродными для организма веществами, антибиотики могут вызывать аллергическую реакцию. В ряде случаев из антибиотиков в организме человека образуются трудновыводимые вещества. Продукты распада погибших от антибиотиков бактерий зачастую токсичны для человека. На этом фоне весьма вероятно обострение разнообразных хронических болезней.

 

Задание 4

Птенцы кукушек не могут есть мохнатых гусениц, поэтому их выкармливают хозяева гнезда другим кормом. Птенец кукушки появляется на свет раньше и выталкивает других птенцов поэтому выкармливают его одного. Хозяева гнезда могут погибнуть, покинуть лес, не суметь выкормить птенца, напасть на кукушку, выбросить яйцо – в этом заключается относительность приспособления.

 

Задание 5

При нарушении мейоза возникает нерасхождение хромосом у женщин. Формируются аномальные клетки (ХХ) вместо нормальных гамет. При оплодотворении гамета с аномальным набором 21-й пары хромосом (ХХ) сливается с нормальным сперматозоидом, содержащим в ядре одну хромосому 21-й пары. В результате формируется зигота с набором хромосом по 21-й паре – ХХХ.

 

РЕШЕНИЯ 2 ТУРА

олимпиады школьников Северо-Кавказского федерального университета «45 Параллель» по биологии. 2014-15 уч. год

 

7 класс

Задание 1

Среди многих причин богатства растительного покрова Кавказа можно выделить четыре основные:

а) Большое разнообразие экологических условий. В горах изменение климата от субтропического до сходного с арктическим происходит на расстоянии 20-30 км (2-3 км по высоте), тогда как на равнине – 3-4 тыс. км. А ведь каждому климату сопутствует и определенный комплекс видов растений: от теплолюбивых каштанов и хурмы до крохотных примул и ясколок, живущих у самого снега.

б) Наличие в горах, в том числе и на Кавказе, особых типов местообитаний, которые не могут длительно существовать на равнинах. Речь идет о скалах, являющихся выходом разнообразных твердых пород, как известковых, так и силикатных. Скалы – прибежище массы эндемичных видов, которые в других районах нигде больше не встречаются. Группа скальных видов (петрофитов) – одна из наиболее многочисленных во флоре Кавказа.

в) Длительность развития флоры Кавказа. С тех пор как в мезозое возник Кавказский остров, на нем непрерывно развивалась флора. Многие группы на территории Кавказа эволюционировали десятки миллионов лет. В то же время на большей части европейской равнины флора была полностью уничтожена или катастрофически обеднена во время оледенения. Новая флора на территории европейской части России возникла всего несколько десятков тысяч лет назад.

г) Наличие на Кавказе многочисленных изолированных горных ущелий. Небольшие изолированные популяции одного вида растений с течением времени могут превращаться в самостоятельные виды.

 

Задание 2

На рисунке изображена листовая почка. Почка у растений – зачаток побега. Состоит из короткой зачаточной оси (стебля) с конусом нарастания на верхушке и тесно расположенных на оси разновозрастных зачатков листьев, прикрывающих ось и друг друга. Подписи к рисунку: 1 – почечные чешуевидные листья, 2 – зеленые листья, 3 – конус нарастания стебля, 4 – стебель.

 

8 класс

Задание 1

На рисунке изображены губка-бадяга, гидра, сцифоидная медуза корнерот. Они относятся к типу Кишечнополостных.

 

Задание 2

Крапивница принадлежит к семейству нимфалид, для имаго которого характерна необычная для насекомых в целом особенность: у нимфалид в большей или меньшей степени редуцирована передняя пара ходильных ног. Таким образом, у бабочки-крапивницы две пары ходильных ног (у личинок крапивницы, как у большинства гусениц, три пары грудных и пять пар брюшных так называемых «ложных» ног).

 

 

9 класс

Задание 1

При ответе на этот вопрос нужно понимать следующие общие принципы: а) кровь течет из области, где ее давление выше, в область более низкого давления; б) если давление в предсердии выше, чем в желудочке, клапан между ними открыт; когда давление станет выше в желудочке, разность давлений закроет клапан; таким образом, момент закрывания клапана совпадает с моментом пересечения кривых давления в предсердии и в желудочке; это правило относится и к клапану между желудочком и аортой; клапан открывается или закрывается в зависимости от разности давлений по разные его стороны; в) когда клапаны открыты, давление в сообщающихся камерах отличается не очень сильно. Примерный ход кривых давления приведен на рисунке.

График изменения давления в предсердии, желудочке и аорте: 1 – момент закрывания клапана между предсердием и желудочком (атриовентикулярного клапана); 4 – момент открывания этого клапана; 2 – момент открывания клапана между желудочком и аортой (полулунного); 3 – момент закрывания этого клапана.

 

Задание 2

Жир – источник энергии, поэтому жирное молоко в первую очередь имеется у тех животных, детеныши которых кормятся нерегулярно (зайцы, некоторые копытные, тюлени), с большими перерывами или затрачивают много энергии. Эти энергозатраты могут быть связаны с большой отдачей тепла во внешнюю среду (у животных, обитающих в воде, теплоемкость которой велика, а температура обычно заметно ниже температуры тела млекопитающих; у животных полярных районов; у животных, детеныши которых не имеют убежища); с высокой активностью детенышей (у китов, ряда копытных, детеныши которых должны самостоятельно следовать за матерью сразу после рождения); с быстрым ростом (например, у китообразных, для которых быстрый рост очень выгоден, так как при увеличении размеров уменьшается удельная поверхность тела и, значит, снижается отдача тепла в воду). Возможны и другие причины высокой жирности молока, например, необходимость создания у детенышей толстой жировой прослойки. У животных, детеныши которых находятся в убежищах (норах, пещерах и т. д.) и обычно обогреваются телом матери, медленно растут и созревают, получают молоко регулярно, а также у животных, обитающих в зонах с теплым климатом, молоко менее жирное.

 

 

10 класс

Задание 1

В результате двух основных процессов в воде пресноводного водоема может увеличиваться концентрация растворенного кислорода: фотосинтеза и диффузии кислорода с поверхности воды. Интенсивный фотосинтез происходит только в верхних слоях воды. Количество солнечного света убывает с глубиной в геометрической прогрессии, поскольку каждый слой воды поглощает определенную долю падающего сверху света. Интенсивность выделения кислорода пропорциональна освещенности. Что же касается диффузии, то она обогащает кислородом только самые верхние слои воды. Выровняться же концентрация кислорода во всей толще воды не может, поскольку к середине лета в озерах вода обычно перестает перемешиваться по всей глубине: верхние слои занимает менее плотная теплая вода, а в глубине лежит более плотный слой холодной. На границе между ними наблюдается скачок температуры, который называется термоклином. Поэтому ничего удивительного, что концентрация кислорода с глубиной быстро убывает. Гораздо труднее объяснить провал на графике концентрации кислорода в районе термоклина. Куда может деваться кислород в водоеме? Два главных пути потребления кислорода – дыхание живых организмов и химическое окисление мертвых органических остатков. Оказывается, оба они особенно интенсивны в слое термоклина. Дело в том, что, как было сказано выше, на той же глубине, где происходит скачок температур, происходит и скачок плотности воды. Поэтому множество органических частиц, оседающих из верхних слоев воды и имеющих плотность, близкую к единице, большую, чем плотность теплой воды, но меньшую, чем плотность холодной, останавливается, достигнув термоклина. На их окисление расходуется кислород. Еще больше кислорода потребляют развивающиеся на этих органических остатках многочисленные бактерии. Достойны рассмотрения и другие объяснения. Например, можно предположить, что в теплых слоях воды обитают одни виды зоопланктона, а в холодных – другие. В зоне термоклина могут встречаться и те, и другие, в результате чего там оказывается повышенная численность животных, потребляющих кислород.

 

Задание 2

Экологические взаимосвязи между представителями различных систематических групп весьма разнообразны, и, как правило, между представителями любых царств и типов живых организмов можно обнаружить примеры и паразитизма, и хищничества, и комменсализма, и мутуализма. Не составляют исключения и экологические связи между грибами и насекомыми. Прежде всего грибы служат пищей многим насекомым. Всем известны грибные комары, чьи личинки, к сожалению, часто приводят в негодность съедобные для человека грибы. Основной пищей плодовых мушек-дрозофил служат дрожжи, развивающиеся на гнилых плодах. В то же время имеется множество грибов, паразитирующих на насекомых. Есть примеры и мутуалистических взаимоотношений между грибами и насекомыми. Так, например, муравьи-листорезы, а также некоторые термиты специально выращивают грибы в своих гнездах, снабжая их субстратом для развития (муравьи – пережеванными листьями, термиты – экскрементами, состоящими из полупереваренной древесины), и оберегают эти плантации от вторжения сорных грибов. Грибы служат пищей и взрослым насекомым, и их личинкам. Личинки многих усачей могут развеваться только в древесине, богатой гифами грибов-древоразрушителей. Поскольку эти личинки питаются не столько самими гифами, сколько полуразрушенной грибом древесиной, эту взаимосвязь можно назвать комменсализмом. А вот у некоторых короедов, личинки которых также развиваются в стволах деревьев, связь с грибами стала взаимовыгодной: взрослые насекомые переносят споры грибов в специальных кармашках и заражают ими дерево, в которое откладывают яйца, способствуя таким образом распространению грибов.

 

11 класс

Задание 1

На рисунке изображена растительная клетка. Клетка – основная структурно-функциональная единица всех живых организмов, элементарная живая система. Подписи к рисунку: 1 – цитоплазма, 2 – гладкая ЭПС, 3 – гранулярная ЭПС, 4 – свободные рибосомы, 5 – аппарат Гольджи, 6 – хлоропласт, 7 – лейкопласт, 8 – митохондрия, 9 – ядро, 10 – ядрышко, 11 – ядерная оболочка, 12 – тилакоиды хлоропласта, 13 – ядерный сок, 14 – хроматин, 15 – клеточная стенка, 16 – поры в клеточной стенке, 17 – межклеточное пространство, 18 – наружная клеточная мембрана, 19 – вакуоль, 20 – лизосома, 21 – поря в ядерной оболочке, 22 – гранула, 23 – строма.

Задание 2

Гетерозиготами по этому аллелю должна была быть примерно половина дочерей быка (40), но больные телята родились у 28. Произошло это потому, что у одних гетерозиготных коров оказалось здоровым все потомство, а у других родилось несколько больных телят. были учтены семьи последнего типа, но не учтены семьи первого типа, за счет этого отношение сместилось. Вероятность того, что все четыре теленка у гетерозиготной матери окажутся здоровыми, –  = ; такова же и доля этих семей среди общего числа семей гетерозиготных матерей. Вероятность того, что в семье будет хотя бы один больной теленок равна . Поскольку учтенных семей гетерозиготных матерей у нас 28, то ожидаемое число неучтенных семей – . В них по четыре здоровых теленка, поэтому исправленное расщепление выглядит так: , то есть достоверно не отличается от 3 : 1.